TURIST.BY
Поделиться / Опубликовать

Если понравилось...

 
 

Верхний город в Минске












Наиболее сохранившимся и интересным районом исторического центра Минска является Верхний город. Он не такой древний, как Замчище и Раковское предместье, но здесь лучше всего сохранилась атмосфера старого вольного города и особенно чувствуется дыхание веков. В ансамбль Верхнего города входят Площадь Свободы, улицы Революционная, Герцена, Кирилла и Мефодия, Торговая, Интернациональная, Музыкальный переулок, часть улиц Энгельса и Комсомольской.

Это место начало заселяться еще в ХІІ веке. В XIV веке на холме возле замка возник Козьмодемьяновский монастырь. Долгое время этот холм назывался Козьмодемьяновской горкой. Кстати, монастырь занимал примерно ту территорию, где сейчас находится православный Святодухов кафедральный собор. После получения Минском самоуправления на основе магдебургского права в 1499 году, административный центр города был перенесен с Замчища на Козьмодемьяновскую горку. С этого времени местность получила название Верхний город и почти до середины ХХ века стала центром политической и экономической жизни Минска. Замок и территория вокруг него стали называться Нижним городом.

Начиная с ХVI века Верхний город стал местом, где селились наиболее богатые и влиятельные жители города. Шляхта и магнаты возводили здесь свои резиденции. На территории Верхнего города стояли рядом православные, католические и протестантские храмы, были здесь и иудейские молитвенные дома.

В ХХ веке многие уникальные архитектурные памятники Верхнего города были утрачены, особенно большие разрушения пришлись на период Второй мировой войны. Но благодаря стараниям минчан этот район старого города был восстановлен.

В Верхнем городе можно встретить памятники разных стилей и эпох: от барокко и классицизма, до модерна и эклектики. В последнее время исторический центр Минска начинает снова приобретать свой первоначальный облик. Вернулась из небытия Ратуша – символ городской старины и преемственности эпох, реставрируются многие памятники архитектуры, возобновляется историческая застройка улиц.

Площадь Свободы с ХVI века являлась центром городской жизни и продолжает оставаться одной из главных площадей столицы в наши дни. В ХVI столетии площадь называлась Верхним Рынком, а с XIX века – Соборной площадью. Во время войны 1812 г., когда город находился в руках французов, площадь была переименована в Площадь Наполеона. А с 1917 г. она стала называться Площадью Свободы. В средние века в ратуше на площади заседал главный орган городского самоуправления – магистрат. На ней размещался главный рынок и лучшие магазины города. Вокруг площади размещались главные храмы православной, католической и униатской конфессии. Здесь селились наиболее знатные и обеспеченные горожане. Все самые значительные события в жизни города до 30-х гг. ХХ века происходили именно на этом месте. На площади Высокого рынка в специальном «Королевском дворце» останавливались великие князья и короли Речи Посполитой. Во время Северной войны здесь бывали русский император Петр І, шведский король Карл ХII с украинским гетманом Мазепой. Верхний город помнит наполеоновского маршала Даву, почти всех российских императоров, от Павла I до Николая ІІ. Юзеф Пилсудский, создатель независимого польского государства, также посетил Минск, присутствовал на торжественной службе в кафедральном костеле и на торжественном собрании, во время которого обещал белорусам восстановить Великое княжество Литовское.


Площадь Свободы

Площадь Свободы является местом, откуда берет начало современная белорусская государственность. На ней в 1918 году размещались органы власти Белорусской Народной Республики, а с 1919 - правительство Белорусской Советской Социалистической Республики.

Застройка площади начала формироваться в XVII столетии, ее архитектурный облик в то время определяли стили ренессанса и барокко. А к началу ХIХ столетия площадь обрела свой окончательный вид. Многие здания тогда были перестроены в стиле классицизма губернским архитектором Крамером. На рубеже ХIX и ХХ столетий некоторые строения на площади приобрели черты стилей эклектики и модерна. Но больше всего Площадь изменила Вторая мировая война, во время которой она была практически целиком разрушена. После войны было проще не реставрировать разрушенные памятники истории, а возводить на их месте более дешевые и простые новые здания. В последнее время происходит восстановление архитектурного облика площади: на фундаментах ХVI века в точном соответствии со старинными чертежами и рисунками рубежа ХVIII и XIX веков восстановлен символ славного прошлого города – ратуша, реконструированы торговые ряды, реставрируется комплекс гостинного двора, начались работы по восстановлению знаменитой гостиницы «Европа». В скором времени минчане смогут увидеть площадь почти такой же, какой она была более 100 лет назад.


Ратуша

В 1499 году Минск получил привилей на самоуправление согласно Магдебургскому праву. Уже в этом документе говорится о необходимости создания ратуши – места для собраний магистрата. Но первое упоминание относится только к 1582 году. В XVI- XVIII веках в Ратуше заседал выборный орган городского самоуправления – Магистрат, который выполнял административные и судебные функции. Во время военных конфликтов ратуша неоднократно разрушалась, но минчане с упорством восстанавливали символ своего города. Из-за частых ремонтных работ ратуша постоянно меняла свой облик. Последние изменения внешнего вида ратуши относятся к 1744 г. (ее перестраивали под руководством минского воеводы Станислава Буржинского), концу XVIII столетия (губернский архитектор Крамер придал ей черты классицизма), 1819 и 1825-35 гг. С приходом российской власти городское самоуправление было упразднено и вместо магистрата в здании ратуши в разное время размещались суд, полиция, гауптвахта, архив. В 1830-е здесь размещалась музыкальная школа, а с 1847 – театр. В начале XIX века перед ратушей был разбит небольшой сквер, который вскоре стал любимым местом отдыха горожан. Часто на балконе ратуши выступал городской оркестр. Но в 1851 г. личным распоряжением Николая I ратушу было приказано снести, официально это мотивировалось необходимостью упорядочения территории площади. Настоящей причиной было то, что власти хотели уничтожить всякое напоминание о городских вольностях и европейских традициях края.

Недавно жители города снова смогли увидеть возвращенный из небытия символ городской старины и традиций европейского вольного города. Проект реставрации был подготовлен архитектором С. Багласовым в соответствии с архивными источниками и данными археологических раскопок. Высота ратушной башни – 32 метра, по ее четырем сторонам размещены часы, диаметр циферблатов которых – 1,2 метра. Перед началом каждого часа над городом звучит мелодия «Песни о Минске» знаменитого белорусского композитора И. Лученка.

Существуют легенды о том, что из иезуитского костела под площадью Свободы идут подземные ходы в соседние монастыри бернардинцев и базыльян. До сих пор археологи иногда находят клады на территории, которая раньше принадлежала монастырю. Тайны минских иезуитов еще ждут своих исследователей.

Кафедральный костел Пресвятой Девы Марии

Иезуитский костел был построен в 1700-1710 гг. в стиле барокко. Интерьер храма украшали богатые росписи, деревянные фигуры 12 апостолов. Здание в разные годы посещали такие известные исторические личности, как российский царь Петр I, шведский король Карл XII, украинский гетман Мазепа, французский маршал Даву, декабрист Никита Муравьев, император Николай II. Иезуитский костел долгое время являлся самым высоким зданием г. Минска.

В годы Второй мировой войны иезуитский костел сильно пострадал, позже его вид был неузнаваемо изменен: костел был перестроен и приспособлен под помещения спортивного общества «Спартак». На месте коллегиума был построен жилой дом, бывшая иезуитская школа (дом губернатора) была перестроена в 1968 г. и приспособлена под Лицей при белорусской академии музыки. В соседнем с лицеем здании работает художественная галерея


«Верхний город»

В 1993 г. храм был возвращен верующим, а белорусские и польские реставраторы вернули костелу его первоначальный облик.

Гостинный двор

Гостинный двор на площади Верхнего рынка существовал всегда как место, где находились лучшие магазины города и останавливались богатые гости. Комплекс зданий был возведен в начале XVIII века. Губернский архитектор Крамер объединил комплекс в единое целое, перестроив его в стиле классицизма в 90-е гг. XVIII столетия. В 1909 г. комплекс приобрел черты стиля модерн. В зданиях гостинного двора разместились минское отделение Азово-Донского банка и купеческий клуб . В купеческом клубе выступали многие посещавшие город известные артисты: знаменитый российский композитор и пианист А. Скрябин, поэты Корней Чуковский, Владимир Маяковский и Давид Бурлюк. В 1917 г. здесь находился Исполнительный комитет Западного фронта, проходили заседания исполкома Минского совета, в сентябре и октябре здесь прошли 1-я и 2-я Северо-Западные конференции РСДРП(б). На последней было принято решение о переходе власти в городе в руки Советов. После революции в этом здании находились Облисполком, совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Западной области и фронта и другие высшие органы советской власти в Беларуси.


Комплекс базыльянских монастырей.

Комплекс базыльянских монастырей включал в себя два монастырских корпуса – мужского и женского, (оба дошли до наших дней), а также церковь Святого Духа (не сохранилась). Еще раньше, в XVI веке здесь существовала деревянная православная церковь Святого Духа. Монастырь базыльян был основан в 1616 г., а в 1641 митрополит Антоний Селява основал женский монастырь. Женский монастырь был соединен с церковью крытой галереей. Униатская церковь Святого духа была заложена в 1636 г. Это уникальное здание сочетало в себе черты ренессансной и барочной архитектуры. Фасад и алтари украшали каменные и деревянные фигуры апостолов и святых. В 1795 г. монастыри были закрыты, а церковь с 1799 г. стала православным кафедральным собором святых Петра и Павла. В 1936 г. советские власти взорвали храм.

В мужском монастыре с 1799 г. была резиденция минского архиепископа, а затем здесь разместилась мужская гимназия. Из ее стен вышли люди, которые оставили значительный след в истории и культуре польского и белорусского народов. Знаменитыми учениками минской гимназии были Станислав Монюшко, отец польской и белорусской профессиональной оперы, Томаш Зан, основатель общества филоматов и близкий друг Адама Мицкевича. В этой гимназии учились основатель Белорусской и литовской археологии Евстах Тышкевич, белорусские литераторы Иван Неслуховский (Янка Лучина) и Антон Левицкий (Ядвигин Ш).

Дом Монюшко – построен в 1797 г. Принадлежал знаменитому на Минщине роду Монюшек. Самым известным представителем рода является основатель польской и белорусской профессиональной оперы Станислав Монюшко. Он родился в 1819 г. в фольварке Убель под Минском, неоторое время провел в Варшаве, а с 1830 г. его семья переехала в Минск. Тогда он посещал гимназию, что была в соседнем здании бывшего униатского монастыря. Дома у Монюшек устраивались музыкальные и поэтические вечера, гостили многие музыканты, артисты и художники. Отец композитора сам был неплохим художником. А в 1837 г. Станислав уехал учиться в Берлин, после работал органистом и дирижером в Вильне на протяжении 18 лет. С 1858 г. Монюшко живет в Варшаве, где он стал главным дирижером Оперного театра и профессором музыкального института. Но именно в Минске начал раскрываться таллант молодого композитора. Многие свои произведения Монюшко поставил именно в Минске. Среди них оперетты «Конторские служащие», «Рекрутский набор» и опера «Селянка» на либретто белоруского поэта Винцента Дунина-Марцинкевича и другие произведения. Сейчас на здании висит мемориальная доска. На первом этаже разместился ресторан “Byblos”.

Напротив дома Монюшко располагался монастырь доминиканцев, заложенный в 1605 г. Софией Слушко. Чуть позже, в 20-е гг. XVII в. был построен костел святого Фомы Аквинского. Но эти уникальные памятники архитектуры барокко были разрушены во время Второй мировой войны.


Музей-усадьба Ваньковичей.

Усадьба принадлежала знаменитому белорусскому роду Ваньковичей и была построена в XVIII в. В ней долгое время в 1-й половине ХIX века жил и работал знаменитый польский и белорусский художник Валентий Ванькович, друг Адама Мицкевича и Пушкина. Ему принадлежали также имения Малая и большая Слепянка. Картина Ваньковича “Мицкевич на скале Аюдаг” признана символом польского романтизма и одним из самых известных портретов Адама Мицкевича. Картины художника хранятся в художественных галереях Польши, Литвы и других европейских государств. Сейчас в здании усадьбы – филиал Национального художественного музея. Здесь можно увидеть работы Валентия Ваньковича и других знаменитых минских художников 1-й половины XIX века.


“Дом масонов” в Музыкальном переулке.

Это интересное здание построено в конце XVIII века в стиле классицизма. Дом прославился благодаря тому, что часть помещений в нем занимали известные минские масонские ложи. С 1816 г. до 1822г. здесь размещалась ложа «Северный факел». В 1822 г. она насчитывала 200 членов, среди которых был свет минской интеллигенции, представители дворянства и чиновничества. Мастером еще одной минской ложи «Гора Табор» некоторое время был минский вице-губернатор Л. Каминский. Но согласно приказу Александра I деятельность всех масонских лож в империи была запрещена. Но легенды о минских масонах живы и до сих пор. Сейчас в здании работает музей белорусской театральной и музыкальной культуры.


Свято-Духов кафедральный собор

С 1642 г. началось возведение в Верхнем городе зданий каменного монастыря и костела бернардинок в стиле барокко. Начиная с 70-х гг. XIX в. в бывшем монастыре разместился православный Святодуховский монастырь. Сейчас здесь находится кафедральный собор Святого Духа. В нем хранится чудотворная икона Минской Богоматери – небесной заступницы Минска и мощи святой Софии Слуцкой, которая боролась за сохранение православия на белорусских землях.


Костел и монастырь бернардинцев

Костел и монастырь бернардинцев были основаны в 1624 г., каменные здания начали возводиться в 1644 г. Комплекс монастыря был обнесен каменной стеной и включал в себя жилой корпус, госпиталь, школу, пивоварню, конюшни и другие постройки. В 1864 г. костел и монастырь были ликвидированы, тут некоторое время размещалась церковь святых Кирилла и Мефодия, а с 1872 г. здесь разместился архив. Сейчас в здании также работают два архива – архив научно-технической документации и архив-музей литературы и искусства Республики Беларусь.

В 1810-1817 г. к костелу были пристроены торговые ряды, которые горожане называли «Виленчуками», так как большинство лавок в них принадлежала купцам из Вильно. Раскопки в районе бывшего монастыря показали, что культурный слой в этом месте относится к ХII-XVII столетиям.

Бывшее духовное училище и здание Института белорусской культуры.
Пл. Свободы, 13/ Революционная, 2.

Дом был построен в конце ХVIII века и первоначально служил флигелем городской усадьбы. В начале ХIX века здесь разместились аптека и почта. Позже здание было приспособлено под мужское духовное с интернатом, в одной из комнат была домашняя церковь. После 1919 г. здесь разместился Народный комиссариат просвещения БССР, а с 1922 по 1925 г. в стенах бывшего училища разместился Институт белорусской культуры, будущая Академия Наук Беларуси. В этом здании работали многие известные деятели белорусской науки и культуры, одному из них, писателю и исследователю истории белорусской литературы, Максиму Горецкому в нише на углу здания в 1995 г. был установлен памятник.


Гостиница «Европа»

На углу улицы Губернаторской (теперешняя ул. Ленина) и Соборной площади (пл. Свободы) находилась одна из самых знаменитых гостиниц города, которых до революции насчитывалось около 300. До начала ХХ века гостиница была двухэтажной, но после реконструкции в 1913 г. она стала шестиэтажной. Здание стало шестиэтажным и приобрело черты стиля модерн. Расчитаная на 130 номеров гостиница «Европа» была самой большой на северо-западе Российской империи. Это также было самое высокое здание Минска, в котором ходил единственный во всей Беларуси лифт. В каждом гостиничном номере были телефон, ванна, электричество и центральное отопление. Во время Второй мировой войны здание было разрушено попаданием бомбы. В настоящее время почти на том же самом месте идут работы по возведению точной копии знаменитой гостиницы.


Бывшая женская гимназия (дом Залкинда), Информационно-туристский центр «Минск»
Революционная, 24

Первоначально здание использовалось как доходный дом, в котором квартиры и комнаты сдавались в наем. С 1910 по 1913 здесь работала Алексеевская частная женская гимназия Е. Рейман. Это было одно из самых престижных учебных заведений дореволюционного города, оплату обучения в котором могли себе позволить только самые обеспеченные семьи. В 1913 г. в гимназии насчитывалось 510 учениц. Позже гимназия переехала в здание на современной улице Кирова, а здесь разместилось высшее начальное училище.

После революции учебные помещения были переделаны под общежитие. В настоящее время в этом здании разместились кафе «Наше место» и Информационно-туристский центр «Минск».


Здания Института белорусской культуры и Академии наук Беларуси

В домах № 13 и 15 по ул. Революционной в XIX – начале ХХ в. размещались частная хирургическая лечебница и бесплатная еврейская вечерняя школа. С 1922 по 1936 в этих зданиях работал Институт белорусской культуры. В 1929 году на базе Инбелкульта была образована Белорусская академия наук, занимавшая здания до окончания строительства нового комплекса на проспекте Ф. Скорины. Сейчас в здании работает художественная галлерея «Земля людей»


Первая минская пожарная часть

Первая постоянная пожарная команда появилась в Минске в 1826 году. Но уже во второй половине 19 века минчан перестала устраивать государственная пожарная охрана, и в 1876 г. горожане основали добровольное Минское пожарное общество, для которого в 1885 г. и было построено это здание. К 1885 г. пожарное общество уже насчитывало 140 членов, в его распоряжении было 16 лошадей, 4 ручных помпы, 8 бочек-водовозов, механическая лестница и багорный ход. С 1893 г. минское общество вошло в состав Всероссийского пожарного общества. Надо сказать, что членам общества удалось поставить дело борьбы с пожарами и стихийными бедствиями на организованную основу. Минские пожарники спасали город от наводнений в 1906 и 1917 гг., а во время большого пожара 1881 г. им удалось остановить огонь в 19 кварталах города. После революции добровольное пожарное общество продолжало свою деятельность, за которую в 1950 г. было награждено орденом Красного Знамени. В 1956 было создано пожарное общество БССр. Сейчас в здании также действует пожарная часть, которая продолжает спасать горожан в чрезвычайных ситуациях. Здесь работает музей пожарного дела.

Здание гостиницы (улица Интернациональная, №16). Стоит обратить внимание на этот дом. Дата на фасаде указывает год постройки – 1913. Тогда это была гостиница. Здание представляет собой один из наиболее интересных и хорошо сохранившихся образцов минского модерна. Дом «зажат» в плотный ряд уличной застройки, но архитектор смог выделить его при помощи оригинального фасада, который украшен размещенными в виде пирамиды ажурными балконами, майоликовой плиткой и рустовкой.


Кинотеатр «Победа».

На месте кинотеатра и зданий прокуратуры в XVI веке находился кальвинский сбор – молитвенный дом минских протестантов. Улица, на которой он стоял до XIX века называлась Сборовой. Позже здесь был монастырь бригиток с костелом, а в XIX веке католический монастырь был закрыт и в его стенах разместился православный Преображенский монастырь. Тогдашняя улица Сборовая была переименована в Преображенскую. Часть зданий была разрушена большевиками, а окончательно монастырь был разрушен в результате бомбардировок во время Второй мировой войны.

Кинотеатр «Победа» был построен в 1947 г. по проекту архитекторов Лангобарда и Бакланова. Сейчас это один из самых популярных кинотеатров города.

 
 

TURIST.by - ваш гид в мире отдыха и развлечений